История карт Таро

Местом рождения карт Таро считается Древний Египет, откуда они и разошлись по всему миру.

Первые карты появились в Европе вместе с цыганами. С легкой руки этого бродячего народа они распространились по всему миру. Трудно сказать, с какой целью их использовали чаще – с целью гадания или с целью игровой. И с той, и с другой целью они с успехом применяются до сих пор. В основу и игральных, и гадальных карт легли карты Таро (англ. – Tarot).

Знакомая нам сегодня игральная колода из пятидесяти двух карт происходит от Младших Арканов. Они состоят из пятидесяти шести карт четырех мастей: Скипетры (они же Жезлы, Посохи), Чаши (они же Кубки), Пентакли (Пятиугольники, Денарии) и Мечи (Шпаги). Однако каждая масть Младших Арканов включает не три фигурные карты (как в обычной игральной колоде из пятидесяти двух карт), а четыре – Король, Дама, Рыцарь и Паж.

Источник происхождения Таро науке не известен. Авторство Таро традиционно приписывается полумифическому основоположнику оккультных наук Гермесу Трисмегисту (титул его означает Трижды Величайший, а имя заимствовано у греческого бога, аналогом которого считается древнеегипетский Тот – покровитель тайных знаний).

Другие думают, что оно происходит из Индии, как графический «язык». Иные даже уверяют, что египетским жрецам это знание передано из самой Атлантиды. Многие считают, что цыгане привезли его с собой по прибытию в Европу в 1417 году (однако есть сведения, что к тому времени игральные карты, то есть Младшие Арканы Таро, уже использовались).

Считается, что один из вариантов происхождения названия Таро – египетское слово «Т а r а h» – «Дорога Королей». Сохранилось предание, что во времена Рамзеса II символы Таро были представлены на золотых пластинах. Высказывалось предположение, что глиняные варианты этой древней книги вместе с другими сокровищами могли погибнуть при пожаре Александрийской библиотеки. Это вполне вероятно, ведь при археологических раскопках нередко находили кожаные карты. С XIV века картонная колода Таро уже широко известна под названием «Цыганское Таро».

В середине XIX века французский маг Элифас Леви установил оккультную связь колоды Таро, связав карты Младшей тайны с Каббалой и подписав на каждом из двадцати двух Арканов буквы еврейского алфавита с соответствующими числовыми значениями. Сегодня применяется около 160 колод Таро, все из различных эпох и культур, каждая со своим собственным графическим символизмом и тонкостями.

Тремя наиболее обычными являются:

  • колода Гримо «Марсельская»;
  • колода Райдера–Уайта, нарисованная А.Э. Уайтом и художницей Памелой Колеман–Смит (начало XX века)
  • колода Тота, нарисованная Алистером Кроули и художницей Фридой Харрис около 1940 года.

Из них наиболее популярна красочная колода Райдера–Уайта, хотя многие сомневаются в его интерпретации. Резкие рисунки колоды Кроули устраивают тех, кто предпочитает сосредотачиваться на более интенсивном, современном воображении; «Марсельская» колода подходит сторонникам традиций. Другие могут предпочитать Таро ведьм, Таро «Золотой Зари», Таро Водолея или даже Таро Сальвадора Дали. Главное – выбранная колода должна что–то «говорить» пользователю, образы колоды должны стимулировать созидательное воображение.

Рисунки на двадцати двух козырях Старших Арканов разрабатывались на протяжении веков, и среди множества применяемых колод наблюдается огромное разнообразие. В результате каждый может нарисовать свою колоду: проблема только в том, чтобы создать мистически верную или ту, которая удовлетворяет личным требованиям. Однако, несмотря на применяемое разнообразие, обычная последовательность в основном очевидна и символически рассказывает историю развития человечества.

Рисунки Арканов восходят к раннему средневековью. Графика Таро, употребляемая и сегодня, не изменилась с XVIII века. Все бесконечное богатство Таро заключено в символике.

Итак игра, гадательная система или система таинственных знаний и представлений древности? Вероятнее всего, и то, и другое, и третье. Современное Таро явно синтетично, что особенно видно по картам Старшего Аркана. Правда, надо учитывать, что исследователи рассматривают варианты колоды Таро, изготовленные уже в Европе XVII века и позже. И хотя при этом использовались, очевидно, какие–то образцы, описания, все же следует допустить, что определенных искажений по сравнению с древнейшими избежать не удалось.

Синтетичность современного Таро (особенно XIX и XX веков) проявляется в сочетании символики различных мифологий (а значит, и времен) – египетской, античной, библейской.

Так, у Жрицы (другое название папесса) головной убор богини Изиды – рога и луна между ними, но в руках у нее свиток Торы, в котором изложено древнеиудейское учение, и сидит она между колоннами J (солнце) и В (луна).

Колесница, запряженная черным и белым сфинксами, явно принадлежит периодически воскресающему богу Озирису. Трон императрицы украшен символом Венеры. Правосудие – это известная и поныне «Фемида». Дьявол раннего варианта назывался Тифоном (сын Земли и Тартара). Башня, разрушенная молнией (другое название «богадельня»), видимо, намек на Вавилон. Суд изображен в христианской традиции Страшного суда – с трубящим ангелом и мертвыми, восставшими из гробниц. Туз Кубков из Младшего Аркана – это потир, чаша для причащения, имеющая явную связь со средневековой Чашей Святого Грааля.

Читайте также:  Таро для начинающих: Расклад карт Таро на 3 карты

Таро – это как бы конспект, дающий на символическом языке ключ к магии, алхимии, астрологии и Каббале. Вот карта Старшего Аркана – Колесо фортуны. Колесо судьбы увлекает наверх собакоголового гения добра Германубиса и низвергает змееподобного гения зла Тифона. На колесе четыре латинские буквы TARO и четыре древнееврейские – I, H, V, Н. Так пишется имя Иеговы – краеугольный камень Каббалы. Главным тезисом этого учения является утверждение, что все в мире состоит из Божественного Имени, то есть из четырех начал: активного (I), пассивного (Н), уравновешенного (V) и результативного (Н). Это так называемая символическая тетрада. Указанные четыре начала изображены по углам карты в виде льва, человека, орла и быка.

Кстати, в образе сфинкса, находящего на колесе, соединяются львиные лапы, человеческая голова, орлиные крылья и туловище быка. В алхимии этим четырем началам соответствуют символы четырех веществ – ртути, серы, азота и соли (они тоже изображены внутри колеса). В магии – четыре класса элементарных духов: эльфы (саламандры) – духи огня; ундины (сирены, русалки) – духи воды; сильфы – духи воздуха; гномы – духи земли. Вспомним также астрологические четыре времени года, географические четыре стороны света, христианские четыре Евангелия и, наконец, четыре масти Младшего Аркана. Все это вместе наглядно иллюстрирует Великий метод аналогий Гермеса Трисмегиста: «То, что внизу, подобно тому, что наверху». Иными словами, согласно представлению древних о том, что все в мире аналогично, то есть подчинено единому закону.

Таро обобщает символическую систему герметизма. Как удачно выразился небезызвестный исследователь оккультизма П. Д. Успенский, «Таро по отношению к метафизике представляет то самое, чем являются счеты по отношению к арифметике».

Каждой карте соответствует цифра, буква еврейского (иногда и санскритского) алфавита, знак планеты, зодиакального созвездия, символ вещества.

Как видим, колода Таро в различных комбинациях символических значений карт является попыткой представить полную психологическую и событийную картину жизни человека. На этом и основывается ее применение для гадания.

С развитием полиграфических станков Таро становится очень популярным. Особый интерес вызывают его прорицательные свойства.

О гадалках и гадателях существует множество легенд и сплетен. Например, говорят, что знаменитая Мария Ленорман как–то предсказала при помощи Таро императорскую корону корсиканскому офицеру по фамилии Бонапарт. Придя к власти, Наполеон не забыл удачливую прорицательницу: он презентовал ей миллион франков, и она стала личной гадалкой императрицы Жозефины. И предсказала ей не только развод с Наполеоном, но даже поражение французской армии в России. Однако Наполеон, вместо того чтобы прислушаться к гаданию, изгнал мадемуазель Ленорман из Парижа. Чем, кстати, не изменил своей участи.

Есть несколько вариантов карт Таро, но способов гадания на Таро много больше. Так, французский оккультист XVIII века Э т с и л а разработал целую систему «прорицательных» значений карт (не всегда совпадающих с оккультными), которой любители пользуются и по сей день. Его фантазии принадлежат и основные методы карточных гаданий, кстати, довольно сложные и громоздкие. Как правило, отдельно раскладываются карты Младшего Аркана, рассказывающие о предстоящих событиях, а с помощью карт Старшего Аркана выясняются факторы, из которых проистекают предполагаемые события.

Таро изучали в XIX и XX веках десятки оккультистов. Многие тома, посвященные оккультным наукам, строятся на анализе символов Старшего Аркана.

Мода на Таро не прошла. Колоды с различными современными модификациями древней книги выпускаются наряду с обычными игральными картами. Программы компьютерных игр, основанных на Таро, тоже очень популярны.

Знаменитый швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг первым попытался научно объяснить причины живучести гадательно–игральной колоды. Изучая сновидения и фантазии своих пациентов, анализируя известную повторяемость образов, мотивов и понятий, он разработал концепцию «коллективного бессознательного» – глубинного уровня подсознания, своеобразной наследственной памяти, «вместилища архетипов». Архетипы, или «прообразы», по К. Юнгу, – это некие изначальные схемы, формулы, выражающиеся как в поведении отдельных индивидов, так и в формировании первобытного мышления, фольклора и мифологии человечества в целом.

Основные архетипы, разработанные Юнгом, совпали с герметическими символами, выраженными в Таро. Например, архетип Анимус – активное, мужское начало – соответствует смыслу карты Маг, Анима – женское начало – Жрице; тень – злое, звериное начало – Дьяволу. Архетип «Самость», по мнению Юнга, «на языке общечеловеческой символики выражается фигурами круга, квадрата, креста», что дало ему основание связывать его как с древнеиндийской мандалой, так и с картой Колесо фортуны.

История карта Таро в современном мире

В современном мире карты Таро служат старинным карточным оракулом, с помощью которого можно узнать настоящее, прошлое и будущее. Карты Таро – определенные рисунки, основанные на тайной мудрости. Колода Таро повествует о странствии человеческой души. Карты передают архетипические модели человеческой жизни через расклады и образы.

Символы и образы карт Таро служат мостом между нашим сознательным и подсознательным мышлением, отражая связь внутреннего опыта с его проявлениями вовне. На этом принципе базируются предсказания по картам Таро, являющихся зеркалом внутреннего мира человека. Чтобы вспомнить что-то, должна быть цепочка ассоциаций между тем, что есть в объективном сознании, и памятью. Символы карт Таро – это самые эффективные средства образования ассоциаций.

Читайте также:  Как сделать карты Таро своими руками

Ответы на вопросы содержатся в нашем подсознании, а Таро – инструмент, чтобы извлечь эту информацию. Карты Таро – наглядный инструмент в психологии. Совет, полученный с помощью карт, помогает сделать шаг в нужном направлении. Помимо применения карт Таро в качестве оракула, их используют в качестве средств медитации и руководства по мистике и магии.

Колода состоит из 78 карт, разделенных на две основные группы: 22 Старших Арканов (от латинского слова «тайна») и 56 Младших Арканов.

Старшие Арканы

В классической колоде Старшие Арканы состоят из 22 карт, от карты «Шута» с числовым значением 0, до карты «Мир», с числовым значением 21. Все карты содержат изображения основных эмоциональных состояний и рассказывают о самых важных моментах жизни человека. Старшие Арканы могут указывать на некий духовный опыт. Первые семь карт обозначают интеллектуальную сторону человека. Следующие семь карт обозначают сторону нравственную и, наконец, семь последних карт указывают на различные события материальной жизни человека.

Карты Старших Арканов повествуют о путешествии, в которое вы отправились – через детство во взрослую жизнь и указывают на типичные ситуации, препятствия или благоприятные возможности, которые встречаются в пути. Это путешествие жизни — это не только хронологическое описание, но также цикл, неоднократно повторяющийся в течение одной жизни. Путешествие, отображенное в Старших Арканах, является архетипическим. Внутренние перемены провоцируют внешние события, а внешние события способствуют внутренним переменам. Старшие Арканы описывают внешние обстоятельства и внутреннее состояние человека в определенной точке жизненного пути.

Младшие Арканы

Младшие Арканы включают в себя нумерованные, от Туза до Десятки, и придворные карты, от Пажа до Короля. Нумерованные карты открывают нам различные стороны повседневной жизни: события, взаимоотношения с окружающими, состояние духа или чувства, отражение событий внешнего мира. Младшие Арканы делятся на четыре масти: Жезлы, Кубки, Мечи и Пентакли. Эти масти соотносятся с четырьмя стихиями: Огнем, Водой, Воздухом и Землей.

Масть Жезлов означает оптимизм, уверенность, честолюбие, путешествия, активные действия, вдохновение и энтузиазм. Масть Жезлов связана с огнем, действием, властью и энергией. Огонь неукротим, таков и мир творческого воображения, он преобразует объекты реального мира. Жезлы говорят о позитивном мышлении и убеждают нас быть тем, кем мы пожелаем. Карты масти Жезлов описывают развитие творческого воображения, его использование для решения своих задач.

Масть Кубков символизирует душевные волнения, связанные с любовью, личные взаимоотношения, глубокие чувства, способность к творчеству. Масть Кубков ассоциируется с водой, а вода означает нашу внутреннюю эмоциональную жизнь, то, что наполняет наше сердце и окрашивает внутренний мир.

Масть Мечей связана с воздухом и символизирует мощь разума и проникающее воздействие слова. Меч – символ страдания и разрушения, в том числе разрушение иллюзий в поисках истины. Он намекает на «момент истины», когда все становится на свои места. Мечи отражают умственную активность и осознание, к тому же в раскладе они могут быть знаками надвигающихся проблем.

Масть Пентаклей рассказывает о практичном и материальном – таким, как здоровье, деньги, ресурсы, знания и работа. Масть Пентаклей символизирует стихию Земли, освещая приземленные аспекты и деловые отношения.

Придворные карты

Придворные карты зачастую указывают на людей, играющих ту или иную роль в нашей жизни и их характеристики. Ситуации несут отпечаток тех людей, которые в них вовлечены.

Пажи во всех четырех мастях Младших Арканов – это образ зарождения качеств данной масти. Пажи молоды, их основная задача – учиться приобретать опыт и навыки, погружаясь в энергию масти. Паж доставляет послания и несет новые возможности.

Рыцари символизируют действие и образ мысли. Рыцари романтичны и отважны, они жаждут открывать мир и проверять все на практике, они характеризуют дух и мысли, которые нами овладевают.

Королевы являются принимающей стороной данной масти. Они означают более женственные аспекты жизни.

Короли всех четырех мастей – символ динамичного, отдающего и проникающего начала. Они обладают всей полнотой власти.

Придворные карты используются в раскладах Таро тремя основными способами:

  1. Придворные карты могут представлять людей, которые тем или иным образом влияют на ситуацию или Вопрошающего.
  2. Придворные карты могут представлять различные аспекты личности Вопрошающего, которые находят выражение в данной ситуации.
  3. Придворные карты могут представлять ситуации, ассоциирующиеся с конкретными придворными картами. Например, получение известий (Паж Жезлов или Кубков), получение новых знаний (Паж Пентаклей), финансовый лидер (Король Пентаклей) и т.д.