Обереги, амулеты и талисманы: защита семьи и дома

0
48

Талисманы, обереги и амулеты

С древних времен люди верят, что талисманы, обереги и амулеты — это мощная защита семьи и дома. Обереги — это  украшения-амулеты с символами защиты и благополучия или с магическими орнаментами. На них возлагалась надежда на защиту семьи и дома от злых духов — оберечь от зла.

Обереги могли присутствовать в вышивках на одежде, в резьбе по дереву, украшающей прялки, карнизы домов, наличники. Обереги можно разделить на несколько категорий: защита от так называемых «внешних воздействий» — от болезней, сглаза, нечистой силы и т.д., оберег «на удачу» и обереги-символы, имеющие глубокий философский смысл.

Известны обереги с самых древних времён:

Ещё в каменном веке, чтобы уберечь человека от болезни, шаман выбивал на небольшом, гладком камушке несколько окружностей, одна внутри другой, таким образом пытаясь «огородить» от возможного недуга. Этот камушек помещали в мешочек из кожи и носили на шее.

Много оберегов было у древних славян. Например, такие известные нам с детства предметы как ложка, расчёстка (гребень), ключ и полотенце.

  • Ложка символизировала сытость и довольство в доме, на гребне изначально в качестве ручки было изображение лошадки (оно постепенно сошло, но смысл остался).
  • Конь считался символом добра и возил на себе солнце (возникает вопрос, случайно ли созвучие имени славянского бога солнца — Хорс с английским словом horse — лошадь?).
  • Ключ символизировал богатство и сохранность имущества и опыта, а также чести.
  • Вышитое полотенце (рушник) сопровождало наших предков от рождения до смерти. Новорождённого укрывали вышитым полотенцем, им же связывали руки новобрачных в день свадьбы, и, провожая в дальнюю дорогу, махали в след, желая ровного и лёгкого пути.
  • Очень часто среди славянских оберегов встречается знак креста. Как правило это — символ плодородия.
  • Также мужским оберегом, не только у славян, а , кажется, практически у всех народов, промышлявших охотой, служил зуб добытого собственноручно хищника. Он призван был оградить от зла и принести удачу на охоте. Также славяне верили, что со «звериным» оберегом они приобретают силу и ловкость убитого зверя.
  • Челюсти хищника, прибитые над крыльцом, должны были отпугивать невидимых врагов-упырей и опасных животных, а череп давал мудрость и оберегал от злых сил, не зря черепами украшали частоколы (иногда для этой цели использовались головы не только животных, но и поверженных врагов).

Наши предки ничего не делали понапрасну. И если, например, украшали одежду вышивкой, в каждый узор вплетали стилизованное изображение того или иного оберега. То же самое делалось и в отношении украшения домов — покрывая затейливой резьбой опорные столбы, кроме красоты мастера привносили и толику защиты своего жилища.
Магические защитные символы очень часто изображались на предметах быта и вышивались на одежде, однако, чаще всего, они создавались в виде украшений.

Защита семьи и дома

ВЕНИК – МЕТЛА

ВЕНИК (МЕТЛА) — предмет, который  использовался как оберег при проведении обрядов, способный предохранить от злых сил, и как орудие порчи при колдовстве.

Его применяли при изгнании злого домового — обметали веником углы дома, о его помощью пытались избавиться от поселившихся в доме злыдней.

 

  • Веник на палке втыкали в поле или в гряды в огороде — считалось, что он будет отгонять нечистую силу.
  • Веником обметали больного, чтобы изгнать из него хворь.
  • При, заговорах против болезни через веник проливали воду.
  • Для вызова дождя в засуху в колодец бросали сухой веник, а для разгона туч его забрасывали на крышу.
  • В Радуницу веником обметали могилы усопших предков.
  • Сжигание веников в ночь на Ивана Купалу символизировало сжигание ведьм.
  • От бессонницы, под подушку кладут прутья от веника, ставят на ночь около двери перевернутую прутьями вверх метлу, подвешивают старый веник к матице.

Для охраны новорожденного от зморы, на пороге дома выставляют березовую метлу (Польша). Таким же способом в Хорватии защищаются от вештиц, а в Сербии – от нечисти вообще. Сила оберега повышается, если метлу украли у беременной.

Уходя из избы, мать кладет под колыбель веник, для защиты от жихаря и, чтобы дитя не подменила нечисть. Для защиты роженицы и дитя, веник кладут под подушку, ставят его в изголовье, прислоняют к колыбели или кладут под нее, ставят крест-накрест два веника перед дверью. Для защиты молодых в первую брачную ночь, им под подушку подкладывают веник (Болгария).
  • Ставят метлу перед входом в хлев (Хорватия);
  • затыкают веники в коровники – от ведьм (Сербия);
  • подвешивают в хлеву веник (Белоруссия);

Накануне Ярилина дня и Купалы, возле хлева кладут две метлы крест-накрест – для защиты скота от ведьм.

Если трижды обмести вокруг курятника и закопать метлу там же, то воры не смогут украсть кур.

Старый веник втыкают в грядки с капустой, огурцами, чесноком, чтобы защитить посадки от сглаза и от червей.

Накануне Купалы, банные веники затыкали в стены коровника или обвешивали ими отелившихся коров, чтобы защитить их от ведьм и колдунов. Лужичане кладут метлу на пороге – от ведьм. Мохры от помела, носимые в ладанке, прогоняют лихорадку; Кусочки метлы, которой расчищали лед на реке, при устройстве водосвятия, — носят на шее, как средство, предохраняющее от лихорадки.

ОБУВЬ

По выходу с венчания, в молодых бросают изношенные лапти, чтобы уберечь их от злого глаза.

На перилах крыльца, на изгородь, на выдающемся конце бревна сенной стены или на столбе, поддерживающем навес над воротами, подвешивали связку (от 50 до 100 штук) «асметков» – изношенных лаптей.

В народе говорили: «От лихого глаза: когда лихой человек взглянет на истоптанные лапти, тогда уж он ничего у меня во дворе не сможет сглазить»; «Ярость-та чтобы на лаптях осталась»; «Коли бы не эти лапти, у меня бы такой капусты не было».

Если домовой невзлюбил кур, то через куриный нашест перебрасывают на веревке истоптанный лапоть.

Оберегом груди и грудного молока служит обувь роженицы.

30 августа, — Мирон-ветрогон, ветрогоны, Вдовьи помочи.

В этот день в Древней Руси было принято готовить обереги, во избежание болезней и напастей жечь старые вещи и изношенную обувь, а детей полагалось обливать водой на пороге дома. Поношенные лапти надо было повесить под крышей дома или скотного двора, чтобы никто не сглазил. Причем, чем больше лаптей, тем надежнее защита.

В некоторых областях в этот день устраивали мушиные похороны: празднично одетые девушки должны были выносить из дома мух, тараканов и других насекомых в гробиках, сделанных из овощей. А как только похоронный обряд заканчивался, наставало время для хоровода и игр, в которых принимали участие и девушки, и юноши.

Помимо этого, 30 августа было днем помощи вдовам и семьям, в которых не было кормильца-мужика (Вдовьи помочи). Говорили: «На вдовий двор хоть щепку кинь». Соседи косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы для вдов и сирот.

Каждая семья приносила обездоленным в этот день что-то из собственных запасов на зиму: кто-то нес капусту, огурцы и лук, кто-то — муку и зерно, кто-то — отрез тканого льна или шерсть. Обычно вдовьи помочи заканчивались совместным обедом, который тоже собирался и готовился вскладчину.

День обычно бывал ветреным (Мирон-Ветрогон), и по нему предсказывали погоду: если они дули порывами, то ожидали тихой погоды, если же ветер дул непрерывно, то в ближайшее время ждали ненастья. Если на Мирона утро было туманным и росистым, то ожидали устойчивой хорошей погоды.

 ОДЕЖДА – ТКАНЬ – НИТКИ

В хлеву или над дверями хлева вешают рваные мужские штаны, чтобы уберечь скотину от ведьмы и домовика. Мужские штаны подкладывают под порог хлева, «штоб никто не поурочиу коровцы» (Белоруссия).

Дети носят как оберег от сглаза красную шапку, штопанную белой ниткой. Надевают на ребенка красную шапочку, чтобы его не подменила нечистая сила, для защиты от богинки. От бессонницы под подушку кладут мужскую рубаху.

Для отгона градовых туч, в их сторону бросают снятые с себя жилетки и безрукавки; машут на них фатой, которую после вешают на фруктовое дерево во дворе, пока не кончится ненастье; подвенечным платьем трижды обмахивают тучу; используют  и др. части одежды – рубашку, пояс; верят, что одежда невесты может отогнать «нечестивых». Вывороченной одеждой также отгоняют градовую тучу (Сербия).

Первого мая около колыбели клали крест-накрест детские чулки, «чтобы ведьма не повредила ребенку». Чтобы ребенок был защищен от сглаза, ему надевали один носок белый, а другой красный или какого-либо другого цвета.

Освященные на 5 февраля платки, получали способность оберегать семью и дом, от болезней, пожара, молнии. В Богемии закрывали красным платком ребенка, которого несли на обряд посвящения. Мальчику, делающему первые шаги, повязывают платок – от сглаза.

Детская пеленка служит оберегом груди и грудного молока.

Чтобы отвратить грозу и град, на дверь с наружной стороны вешают скатерть лежавшую на праздничном столе в день Масленицы: «скатерть повесить на дверь, говорят, от грома он помогает» (Украина). Для того же скатерть вешают на окна, заборы, выносят ее во двор, застилают ею стол, машут в сторону тучи крест-накрест.

Красный пояс, подаренный женой мужу, охраняет его от лихого ока и наговора.

Жениху, вместе с поясом, по голому телу повязывали суровую нитку с 40 узлами или скрученную заговоренную шерстяную нить (Заонежье).

Жениха и невесту подвязывают черными поясами, для того, чтобы их не испортил колдун (Калужск. губ.). В Заонежье оберегом для невесты служил широкий пояс.

Там же, оберегом жениха мог служить новый, одетый впервые брючный ремень.

При первом выгоне скота под порог или перед ним «пояс клалы ат вроков, коб ны сунулося далёко»; «шчоб нэ нападылы врокы (т. е. не сглазили. – Б. М.)» (Белоруссия); к рогам коровы при выгоне привязывали «поясныцю» – мужской ремень.

Чтобы демон-вештица не вынула ребенка, беременные на Урале носили мужской гасник (пояс).

Подпоясывают ребенка поясом сразу после имянаречения – подпоясанного человека «бес боится», не тронет ни домовой, ни леший; При проводах умершего из хаты, родственники завязывают ворота поясом, «чтобы больше покойников не было». Повсеместно на Руси в качестве оберега использовались черные шелковые пояса с вышитыми молитвами.

Невеста, одеваясь к венцу, обвязывала вокруг талии тонкий поясок своего первого плетения – от порчи и сглаза.

Красную тряпку вывешивают в воротах хлева или привязывают к рогам коровы – от порчи.

Если женщине при месячных приходилось прощаться с покойником, то, для того, чтобы защититься от возможного вреда «красным поясом надо подвязацца, или ниткой красной, или якой лентой красной» (Белоруссия).

При получении согласия на свадьбу, сват протягивает матери невесты хлеб, а та, приняв, перевазывает его красной нитью, которая затем послужит оберегом на сводебном обряде.

У колыбели или при входе в дом вешают красную тряпку (пояс, полотенце), чтобы урочливый взгляд женщины, имеющей месячные, не навредил ребенку, “разрядившись” прежде на обереге.

Для защиты молока от сглаза, под маслобойку клали кусок красной ткани (Каринтия).

Красные ленточки привязывали к уздечкам и седлам, защищая лошадей от сглаза (Силезия, Моровия).

Невесте в косу вплетают красного цвета ленту, непременно длинную – «чтоб долго жили» (Белгородская обл.).

На Украине красными лентами перевязывали растения и даже овощи в огороде.

Беременная женщина, для защиты от нечисти, сглаза и порчи, обвязывала вокруг пальца, руки, шеи, пояса или носила при себе красные шерстяные нитки, лоскуты, ленты, шнурки, пучок разноцветной пряжи, завязанной мертвым узлом.

При выгоне скота, к хвостам коней и коров привязывают красные ленты и нити, чтобы скотину не сглазили (Словакия, Померания).

«Червоной ниткою рогы перевязывали, то не будэ дывытыся (т.е. человек с дурным глазом будет смотреть не на корову, а только на нитку)» (Украина).

Для защиты от лихорадки, на руке носят красную нить, которая накануне Ярилина дня висела на розе или каком-нибудь другом садовом цветке или кусте.

В Македонии в день весеннего равноденствия («летник»), детям делают «мльньаци»: старые серебрянные монеты нанизывают на красно-бело-синий шнурок и вешают детям на шею; парни и девушки носят такие шнурки на руке или ноге; одна из монет выгибается ложечкой.

В Болгарии в этот же день, девочкам прокалывают уши и вешают шелковую красную нить с серебряной монетой. Перед тем как отправить ребенка выбирать разложенные перед хлебом вещи, ему перевязывают ноги красной нитью; затем эту нить ребенок носит на руке как оберег.

Выставляя ульи на Масленице их обвязывают суровыми нитками – от сглаза.

Хозяйки, в ночь на Масленице, сидя на пороге и раздевшись донага, прядут катушку ниток, ссученных в обратную сторону и, по совершении омовения, перевязывают этими нитями руки на запястьях, ноги на предплюснах и поясницы всем домашним – чтобы на весь год никто не болел (перевязи носят до тех пор, пока они не изотрутся).

Остаток нитки, которой шили подушку для гроба, предохраняет от сглаза.

На Масленице, чтобы ястреб не таскал кур, до восхода солнца к изгородям привязывают нитки.

ОРУДИЯ ТКАЦКОГО РЕМЕСЛА

Чтобы ласка не чинила ущерба в хозяйстве, перед курятником кладут прялку с веретеном (иногда с красной шерстью или лоскутом ткани);

  • при появлении в доме ласки, затыкают прялкой дыру, через которую она пролезла, кладут прялку с пряжей к дверям дома;
  • «когда видишь ласку, то, чтобы она убежали из этих мест в другие, надеваешь на палку конопляную кудель и палку прикрепляешь к забору»;
  • «чтобы отгогнать ласку от дома, ей кладут палку с очесами и веретено»;
  • «прялка, веретено, иногда мотовило, и кудель — …от ласки».

Словаки на Юрьев день втыкали веретено в двери хлева, чтобы уберечь скотину от босорки.

Чтобы избавиться от крота, в его норку втыкают веретено и кладут щепку и шерсть; кладут возле кротовины палочку с пучком белой шерсти (Болгария).

Лучину, обмотанную куделью, кладут в колыбель – от нечисти. Чтобы отвести дурной глаз и нечистую силу, в колыбель кладут веретено.

Для предохранения дома от молнии, во время грозы во двор выносят веретено.

Сразу после родов, на очажную цепь вешали веретено с насаженной на него головкой чеснока, чтобы ребенку не навредили вештицы (Сербия).

От бессонницы, под подушку кладут веретено или чесальный гребень.

Новорожденных защищали от вештиц одним или двумя составленными гребнями, между которыми помещали головку ребенка; над головой ребенка ставили железный гребень, которым чешут коноплю, а сверху еще небольшой гребешок для волос и чеснок – от нечисти; гребень или веретено кладут в колыбель, чтобы ребенок спал спокойно.

В качестве оберега, в изголовье роженицы или возле колыбели, кладут гребень – от орисницы; на концах гребня завязывают нитяные узлы или навешивают на гребень замок, «чтобы замкнуть пасть волкам»; при появлении градовой тучи, выходили во двор и махали гребнем на нее.

Существует несколько ценных рекомендаций, которые помогут Вам правильно выбрать свой оберег, талисман или амулет и извлечь из него максимальную пользу.

  1. Подходите к выбору каждого оберега рационально. Недостаточно просто узнать, какой оберег и от чего защищает. Важно детально ознакомиться с каждым оберегом, узнать о его свойствах, кому он предназначен, правила его ношения и другие важные моменты. Определитесь, каким действием должен обладать оберег, а также выберите, из какого металла он должен быть создан.
  2. Если у Вас отлично развита интуиция, можно попробовать воспользоваться ей при выборе талисмана и оберега. Но, в любом случае, интуиция полезна лишь после того, как Вы ознакомились со всеми оберегами и с их действием, после чего выбрали несколько наиболее подходящих Вам. Не следует сразу полагаться на “авось повезет”, ведь Вы выбираете оберег не на пару дней, а на всю оставшуюся жизнь.
  3. Не просто носите амулет, а старайтесь отследить изменения, которые начнут происходить в Вашей жизни с момента начала его использования. Это очень важно, ведь если амулет не будет защищать Вас, это должно быть поводом лишний раз задуматься над тем, что Вы делаете не так. Все обереги приносят пользу и защиту, а вот нечистые мысли в момент зарядки оберега и несоблюдение правил его использования могут свести весь полезный эффект на нет.