Развивайте свое сознание: как освоить 10 этапов медитации

787

Есть 10 различных этапов медитации, через которые вы проходите, становясь мастером искусства.

Весь процесс тренировки ума разворачивается через десять этапов. Каждый этап медитации имеет свои собственные характеристики, проблемы для преодоления и конкретные методы для работы над этими проблемами.

Этапы отмечают постепенное улучшение ваших способностей. По мере того, как вы достигнете прогресса, также будут достигнуты четыре Достижения, которые делят Десять этапов медитации на четыре отдельные части. Это особенно важные точки перехода в вашей практике, когда овладение определенными навыками переводит вашу медитацию на совершенно новый уровень.

Этапы , которые рассматриваются вместе, образуют широкую карту, которая поможет вам понять, где вы находитесь и как лучше всего продолжать. Тем не менее, поскольку каждый человек уникален, маршрут, который ваш духовный путь займет, всегда будет по крайней мере немного отличаться от того, что есть у кого-то другого.

По этой причине мы также поговорим о том, как процесс разворачивается, как быстро или медленно вы можете испытывать прогресс, и о том, какое отношение иметь. Дело не в том, чтобы заставить ваш опыт соответствовать тому, что вы прочитали. Вместо этого используйте эту статью в качестве руководства для работы и понимания собственного опыта — независимо от того, какие формы они принимают.

«Твои способности как медитирующего постепенно опираются друг на друга. Так же, как вам нужно научиться ходить, прежде чем вы сможете бежать, вы должны двигаться по этапам в порядке ».

В этой статье описывается общая дуга практики. Будет полезно периодически посещать его, чтобы сохранить в вашей памяти большую картину. Чем яснее вы понимаете этапы медитации и почему они происходят в том порядке, в котором они действуют, тем быстрее и приятнее вы пройдете путь к счастью и свободе.

Как процесс разворачивается

Каждая из десяти этапов на пути к тому, чтобы стать искусным медитатором, определяется с точки зрения определенных навыков, которыми вы должны овладеть. Только когда вы овладеете навыками определенного этапа медитации, вы сможете освоить следующий этап. Это потому, что ваши способности как медитирующего постепенно опираются друг на друга.

Так же, как вам нужно научиться ходить, прежде чем вы сможете бегать, вы должны двигаться по этажам в порядке, не пропуская ни одного из них. Чтобы добиться прогресса, вы должны правильно определить свой текущий этап, усердно работать с методами, которые вам даны, и двигаться дальше только тогда, когда вы достигли мастерства. Мастерство одного этапа является требованием для овладения следующим, и никто не может быть пропущен. Взятие «ярлыков» просто создает проблемы и в конечном итоге продлевает процесс, поэтому они не являются ярлыками.

Однако, хотя этапы медитации представлены как линейный путь прогресса, практика на самом деле не раскрывается таким простым способом. Например, начинающий медитирующий будет одновременно работать над этапами 1 и 2. По мере того, как ваша практика прогрессирует, вы часто будете перемещаться по нескольким стадиям одновременно, перемещаясь туда и обратно между ними в течение недель, дней или даже в течение одной сессии.

Это совершенно нормально. Вы также можете ожидать, что у вас будет время, когда вы, кажется, перескочили на более продвинутую сцену, а также дни, когда вы, похоже, ушли назад. В каждом случае важно практиковать в соответствии с тем, что происходит в вашей медитации в настоящем. Не опережайте то, что на самом деле происходит.

С другой стороны, Вы также заметите, что многие из методов похожи на несколько разных этапов медитации. Например, медитирующий на третьем этапе использует аналогичные методы, как медитирующий на четвертой стадии. То же самое относится к этапам 5 и 6. Однако цели для каждого этапа всегда разные.

Секрет прогресса зависит от конкретных препятствий и целей, соответствующих вашему текущему уровню квалификации. Это как научиться кататься на коньках: вам нужно научиться основам, прежде чем начинать делать тройные аксиолы. Ранние этапы медитации занимают больше времени. Однако, поскольку этапы строятся друг на друге, методы перекрываются, а навыки, которые вы разрабатываете на одном этапе, используются в следующем, вы начинаете делать быстрее и быстрее. Переход от этапа с трех до четырех может занять много времени, но переход от четырех до пяти обычно происходит быстрее и т. д.

Рисунок 1. Прогресс по этапам медитации не является линейным: ожидайте, что вы будете двигаться между этапами  даже во время сидения.

Обычно бывает случайным или даже частым медитационным опытом, который соответствует более продвинутым этапам. Даже начинающий медитирующий на втором этапе может иметь опыт, похожий на опыт продвинутых этапов. Когда это произойдет, вы можете переоценить свои способности и попытаться воспроизвести этот опыт, а не работать, чтобы овладеть навыками для своего текущего этапа.

Такой опыт не имеет реального значения с точки зрения вашего прогресса, хотя они показывают вам, что возможно. Используйте их как вдохновение, продолжая работать над освоением своего нынешнего этапа медитации. Изолированные переживания медитации могут произойти в любое время, но если их невозможно повторить, последовательно и намеренно, они не имеют большого значения. Как только ваша практика созреет, у вас появятся знания и навыки, чтобы последовательно создавать такие виды опыта.

Скорость прогресса через десять этапов

Для людей, которые занимаются надлежащим образом, можно освоить десять этапов медитации в течение нескольких месяцев или лет. То, что вам нужно, — это ежедневная практика ежедневного приема от одного до двух часов в день в сочетании с некоторыми дополнительными практиками, описанными в приложениях. Для успеха будет достаточно ежедневной медитации в сочетании со случайными более длительными периодами практики.

«В течение нескольких месяцев или лет можно освоить десять этапов».

Тем не менее, есть несколько факторов, которые определяют, как быстро мы продвигаемся по этапам медитации. Некоторые из них мы можем влиять, другие мы не можем. Начнем с того, что у разных людей разные природные способности для работы с вниманием и осознанностью.

Некоторые образы жизни и карьерные пути более благоприятны для развития этих навыков. Кроме того, некоторые люди лучше способны дисциплинировать себя, чтобы регулярно и усердно практиковать. Независимо от ваших естественных способностей, вы абсолютно должны освоить первый этап «Создание практики», чтобы добиться прогресса.

Факторы жизни и стрессовые события также могут влиять на процесс. Потеря работы, смерть супруга или проблема со здоровьем могут поставить даже продвинутого медитатора на самые ранние этапы медитации. Фактически, почти все, что происходит вне медитации, потенциально может иметь этот эффект. Это просто служит еще одним напоминанием о том, что медитативные достижения, как и все остальное, зависят от определенных условий и поэтому могут зависеть от мирских событий.

Другим фактором, влияющим на ваш прогресс, является проблема компартментализации. У нас есть общая тенденция отделять практику медитацииот остальной части нашей жизни. Если навыки и знания, которые мы изучаем на подушке, не наполняют нашу повседневную жизнь, прогресс через этапы медитации будет довольно медленным.

Это похоже на заполнение негерметичного ведра. Это может быть одной из причин, почему некоторые люди считают, что длинные отступления являются единственным способом добиться реального прогресса. Отступления, безусловно, прекрасны и могут помочь привести вашу практику на совершенно новый уровень.

Тем не менее, мы можем получить только полные преимущества, если мудрость, которую мы получаем, пронизывает все грани нашей жизни, и это требует работы. В противном случае длинные отступления напоминают заполнение еще большего протекающего ведра.

Важнейшим фактором быстрого улучшения является четкое понимание каждого этапа медитации. Это означает признание умственных способностей, необходимых для совершенствования, а также правильные методы преодоления конкретных препятствий. Это также означает, что вы не опережаете себя. Будьте систематизированы и практикуйте на соответствующем уровне.

Подобно тому, как скальпель является более эффективным для хирургии, чем большой нож, искусные средства и положительное подкрепление намного лучше для умиротворения ума, чем слепая, упорная настойчивость. Утонченность и терпение окупаются.

Десять этапов медитативного обучения

Четыре особенно значительных достижения разделяют десять этапов медитации на четыре отдельные части: с одной по три — этапы новичка;

Четыре-шесть — это этапы опытного медитатора; Семь — переходная стадия; и от восьми до десяти — этапы адепта. Полезно подумать о каждом этапе с точки зрения «Вехи», которая впереди. Вы также заметите ряд жирных и выделенных курсивом ключевых терминов. Не беспокойтесь, если вы не знаете, что означают слова или не могут запомнить все, что представлено здесь.

Десять этапов и четыре вехи

Начинающий медитирующий

Первый этап: установление практики
Второй этап: прерванное внимание и преодоление разума-блуждания.
Этап третья: расширенное внимание и преодоление забывания

Первый этап: постоянное внимание к объекту медитации

Опытный медитирующий

Четвертая стадия: непрерывное внимание и преодоление валового отвлечения и сильной тупости.
Этап пятая: преодоление тонкой тупости и увеличение осознанности.
Этап 6: подчинение тонкой отвлеченности

Второй этап: устойчивый эксклюзивный фокус внимания

Переход

Седьмая сцена: эксклюзивное внимание и объединение ума

Этап третий: без усилий стабильность внимания

Адепт-медитирующий

Этап восьмая: умственная пластичность и умиротворение чувств
Этап Девять: умственная и физическая пластичность и успокаивающая интенсивность медитативной радости.
Этап 10: спокойствие и уравновешенность

Веха четвертая: сохранение ментальных качеств адепта

Любой, кто хочет достичь вершин посредством медитации, является прекрасной иллюстрацией. Каждая маленькая деталь на картинке имеет свое значение. 

Какой ты уровень в этом масштабе? Если вы видели это раньше и у вас есть дополнительный вклад, пожалуйста, поделитесь.

Схема десяти стадий медитации.

  • Монах медитирует.
  • Веревка, которую он держит, представляет бдительную, бдительную внимательность.
  • Бодец в другой руке представляет твердое намерение и твердую решимость.
  • Слон представляет разум. Черный цвет слона представляет пять препятствий и семь проблем, которые они вызывают.
  • Обезьяна представляет рассеивание внимания, а черный цвет представляет собой тонкое и грубое отвлечение, забвение и странствие ума.
  • Кролик представляет тонкую тупость. Пламя представляет бдительность и усилие, и когда усилие больше не требуется, пламя исчезает.
  • Длина пути между последовательными этапами указывает относительное время, необходимое для перехода от одного этапа к следующему.
  • Этапы сближаются до седьмого этапа, затем они снова начинают вытягиваться. Поскольку дорога сгибается назад, можно прыгнуть на более высокие ступени или вернуться к более низким.

Начинающий — этапы с первого по третий

Этап первый: создание практики

Эта стадия медитации направлена ​​на развитие последовательной и усердной практики медитации. Быть последовательным означает установить четкий ежедневный график, когда вы собираетесь медитировать, и придерживаться его, за исключением случаев, когда существуют обстоятельства вне вашего контроля. Трудолюбие означает вовлечение в практику от всего сердца, а не тратить свое время на планирование подушки или мечтать.

Цели: Разработать регулярную практику медитации.

Препятствия: Сопротивление, промедление, усталость, нетерпение, скука, отсутствие мотивации.

Навыки: Создание тренировочных процедур, постановка конкретных практических целей, формирование сильной мотивации, воспитание дисциплины и усердия.

Мастерство: никогда не пропускайте ежедневные тренировки.

Этап второй: прерванное внимание и преодоление странствий разума

Вторая стадия медитации включает в себя простую практику удержания внимания на дыхании. Это легче сказать, чем сделать. Вы обнаружите, что внимание легко захватывает отвлечение внимания, заставляя забыть, что вы должны обращать внимание на дыхание. Быстрое забывание приводит к странствующему разуму, который может длиться несколько секунд, несколько минут или весь сеанс медитации. Эта последовательность настолько важна, что ее стоит посвятить памяти — неподготовленный разум вызывает отвлечения, которые приводят к забвению, что приводит к странствующему разуму. На втором этапе вы работаете только с последним событием — скитанием ума.

Цели: сократить периоды странствий ума и продлить периоды постоянного внимания к объекту медитации.

Препятствия: блуждание ума, обезьяна и нетерпение.

Навыки: Укрепление спонтанной интроспективной осведомленности и обучение для поддержания внимания к объекту медитации. Самопроизвольное интроспективное осознание — это момент «ага», когда вы вдруг осознаете, что существует разрыв между тем, что вы хотели сделать (наблюдать за дыханием), и тем, что вы на самом деле делаете (думать о чем-то еще). Оценка этого момента заставляет его происходить все быстрее и быстрее, поэтому периоды странствий разума становятся все короче и короче.

Мастерство: Вы можете удерживать внимание на объекте медитации в течение нескольких минут, в то время как большинство периодов блуждающего разума длятся всего несколько секунд.

Этап третий: повышенное внимание и преодоление забвения

Этапы два и три похожи, но блуждание ума становится все короче и короче, пока не прекратится полностью. Самая большая проблема на этой стадии медитации — забывать, но сонливость часто становится проблемой.

Цели: преодолеть забвение и уснуть.

Препятствия: отвлекающие факторы, забывчивость, блуждание ума и сонливость.

Навыки: Используйте техники следования дыханию и соединения, чтобы продлить периоды непрерывного внимания и познакомиться с тем, как происходит забывание. Развивайте интроспективную осведомленность с помощью практики маркировки и регистрации. Эти методы позволяют вам ловить отвлекающие факторы, прежде чем они приведут к забвению.

Мастерство: редко забывает дыхание или засыпает.

Веха первая: постоянное внимание к объекту медитации

Первый этап — постоянное внимание к объекту медитации, которого вы достигнете в конце третьей стадии. До этого вы начинающий — человек, который медитирует, а не опытный медитатор. Когда вы достигаете этого Веха, вы больше не новичок, склонный к забвению, суете ума или задреманию. Овладев этапами с первого по третий, вы приобрели базовые навыки первого уровня на пути к стабильному вниманию. Теперь вы можете делать то, что не может сделать ни один обычный, неподготовленный человек. Вы будете развивать этот начальный набор навыков в течение следующих трех этапов медитации, чтобы стать действительно опытным медитатором.

Опытный медитатор — стадии с четвертого по шестой

Этап четвертый: постоянное внимание и преодоление грубого отвлечения внимания и сильной тупости

Вы можете сосредоточиться на дыхании более или менее непрерывно, но внимание все еще быстро перемещается назад и вперед между дыханием и различными отвлечениями. Всякий раз, когда отвлечение становится основным центром вашего внимания, оно отталкивает объект медитации на задний план. Это называется грубым отвлечением. Но когда ум становится спокойным, возникает другая проблема — сильная тупость. Чтобы справиться с обоими этими проблемами, вы развиваете непрерывную интроспективную осведомленность, чтобы предупредить вас об их присутствии.

Цель: преодолеть грубое отвлечение и сильную тупость.

Препятствия: отвлечение внимания, боль и дискомфорт, интеллектуальные способности, эмоционально заряженные видения и воспоминания.

Навыки: Развитие непрерывной интроспективной осведомленности позволяет вам вносить исправления до того, как тонкие отвлечения станут грубыми отвлечениями, а до того, как тонкая тупость станет сильной тупостью. Учимся работать с болью. Очищение ума от прошлых травм и вредных условий.

Мастерство: грубые отвлечения больше не отталкивают дыхание на задний план, а ощущения дыхания не исчезают и не искажаются из-за сильной тупости.

Этап пятый: преодоление тонкой тупости и возрастающей осознанности

Вы преодолели грубые отвлечения и сильную тупость, но есть тенденция проскользнуть в устойчивую тонкую тупость. Это делает ощущения дыхания менее яркими и заставляет периферическое осознание исчезать. Нераспознанная тонкая тупость может привести к тому, что вы переоцените свои способности и преждевременно перейдете на следующую стадию медитации, что приведет к концентрации с тупостью. Вы будете испытывать только небольшое факсимиле поздних Стадий, и ваша практика придет в тупик. Чтобы преодолеть тонкую тупость, вы должны оттачивать свои способности внимания и осознанности.

Цель: преодолеть тонкую тупость и увеличить силу внимательности.

Препятствия: тонкая тупость трудно распознать, создает иллюзию постоянного внимания и соблазнительно приятна.

Навыки: Выращивание еще более сильной и непрерывной интроспективной осведомленности для выявления и коррекции тонкой тупости. Изучение новой техники сканирования тела, которая поможет вам увеличить силу вашей осознанности.

Мастерство: вы можете поддерживать или даже увеличивать силу своей осознанности во время каждого сеанса медитации.

Этап шестой: подчинение тонкого отвлечения

Внимание довольно стабильно, но все еще чередуется между объектом медитации и тонкими отвлечениями на заднем плане. Теперь вы готовы перенести свою способность внимания на совершенно новый уровень, где тонкие отвлечения полностью исчезают. Вы достигнете исключительного внимания к объекту медитации, также называемому однонаправленным вниманием.

Цель: подчинить тонкие отвлекающие факторы и развить метакогнитивную интроспективную осведомленность.

Препятствия: тенденция к вниманию чередуется с непрерывным потоком отвлекающих мыслей и других ментальных объектов в периферическом сознании.

Навыки: определение объема внимания более точно, чем прежде, и игнорирование всего, что находится за его пределами, пока не исчезнут тонкие отвлекающие факторы. Развитие гораздо более утонченного и избирательного осознания самого ума, называемого метакогнитивным интроспективным осознаванием. Вы также будете использовать метод, называемый «переживание всего тела с дыханием», для дальнейшего подавления потенциальных отвлекающих факторов.

Мастерство: тонкие отвлекающие факторы почти полностью исчезли, и вы обладаете непоколебимым исключительным вниманием вместе с яркой внимательностью.

Веха Два: Устойчивый Исключительный Фокус внимания

Благодаря овладению ступенями медитации с четвертого по шестое ваше внимание больше не будет чередоваться взад-вперед от дыхания к отвлекающим факторам на заднем плане. Вы можете сосредоточиться на объекте медитации, исключая все остальное, и ваш объем внимания также стабилен. Тупость полностью исчезла, а осознанность принимает форму мощного метакогнитивного интроспективного осознавания. То есть теперь вы осознаете свое состояние ума в каждый момент, даже когда вы сосредотачиваетесь на дыхании. Вы достигли двух основных целей медитативного обучения: стабильное внимание и мощная внимательность. С этими способностями вы теперь опытный медитатор и достигли второго этапа.

Переход — этап седьмой

Этап седьмой: исключительное внимание и объединение разума

Теперь вы можете исследовать любой объект с любой выбранной вами широкой или узкой фокусировкой. Но вы должны сохранять бдительность и прилагать постоянные усилия, чтобы держать в узких тонких отвлечениях и тонкой тупости.

Цель: Безупречное постоянное внимание и мощная внимательность.

Препятствия: отвлечение и тупость вернутся, если вы перестанете прилагать усилия. Вы должны продолжать поддерживать усилия, пока исключительное внимание и осознанность не станут автоматическими, тогда усилия больше не будут необходимы. Скука, беспокойство и сомнения, как правило, возникают в это время. Кроме того, странные ощущения и непроизвольные движения тела могут отвлечь вас от практики. Знание того, когда отбрасывать все усилия, является следующим препятствием. Но усилие стало привычкой, поэтому трудно остановиться.

Методы: Практика терпеливо и усердно приведет вас к порогу без усилий. Это избавит вас от всей скуки и сомнений, а также от странных ощущений и движений. Целенаправленное расслабление ваших усилий время от времени даст вам знать, когда усилия и бдительность больше не нужны. Тогда вы можете работать над тем, чтобы отпустить необходимость контролировать ситуацию. Различные Инсайты и практики джханы добавляют разнообразие на этой стадии медитации.

Мастерство: Вы можете отбросить все усилия, и ум все еще поддерживает беспрецедентную степень стабильности и ясности.

Веха три: беспрепятственная стабильность внимания

Третий рубеж отмечен непринужденным постоянным вниманием и мощной внимательностью. Это состояние называется умственной гибкостью и возникает из-за полного умиротворения различающего ума, что означает, что умственная болтовня и дискурсивный анализ прекратились. Разные части ума уже не настолько устойчивы или озабочены другими вещами, и различные психические процессы начинают объединяться вокруг одной цели. Это объединение ума означает, что вместо того, чтобы бороться против самого себя, разум функционирует скорее как связное, гармоничное целое. На этом этапе вашего пути через этапы медитации вы завершили переход от умелого медитатора к адепту медитатора.

Медитатор Адепта — Этапы с восьмого по десятый

Этап восьмой: умственная гибкость и умиротворение чувств

Благодаря умственной гибкости вы можете без особых усилий поддерживать исключительное внимание и внимательность, но физическая боль и дискомфорт все еще ограничивают то, как долго вы можете сидеть. Странные ощущения и непроизвольные движения, начавшиеся на седьмом этапе, не только продолжаются, но и могут усиливаться. С постоянным объединением ума и полным умиротворением чувств возникает физическая гибкость, и эти проблемы исчезают. Умиротворение чувств не подразумевает погружения в транс. Это просто означает, что пять физических чувств, а также чувство ума временно успокаиваются, пока вы медитируете.

Цель: полное умиротворение чувств и полное медитативное возникновение радости.

Препятствия: Основная задача — не отвлекаться и не огорчаться разнообразными необычными переживаниями на этой стадии медитации: необычными и часто неприятными ощущениями, непроизвольными движениями, ощущением сильных энергетических потоков в теле и интенсивной радостью. Просто позволь им быть.

Метод: Практика внимания без усилий и интроспективного осознания естественным образом приведет к постоянному объединению, умиротворению чувств и возникновению медитативной радости. Джхана и другие проницательные практики очень продуктивны как часть этого процесса.

Мастерство: когда глаза воспринимают только внутренний свет, уши воспринимают только внутренний звук, тело наполняется чувством удовольствия и утешения, а ваше психическое состояние вызывает сильную радость. С этим умственным и физическим упорством вы можете часами сидеть без тупости, отвлечения или физического дискомфорта.

Девятая стадия: умственная и физическая гибкость и успокоение интенсивности медитативной радости

С умственной и физической гибкостью приходит медитативная радость, уникальное состояние ума, которое приносит большое счастье и физическое удовольствие.

Цель: созревание медитативной радости, создание спокойствия и невозмутимости.

Препятствия: Интенсивность медитативной радости может взволновать ум, становясь отвлекающим фактором и нарушая вашу практику.

Метод: знакомство с медитативной радостью через продолжающуюся практику до тех пор, пока волнение не исчезнет, ​​сменившись спокойствием и невозмутимостью.

Мастерство: последовательно вызывать умственную и физическую гибкость, сопровождается глубоким спокойствием и невозмутимостью.

Этап десятый: спокойствие и невозмутимость

Вы входите в десятую стадию со всеми качествами саматхи: беззаботное постоянное внимание, внимательность, радость, спокойствие и невозмутимость. Сначала эти качества сразу же исчезают после окончания медитации. Но когда вы продолжаете практиковать, они продолжаются дольше и дольше между сеансами медитации. В конце концов они становятся нормальным состоянием ума. Поскольку характеристики саматхи никогда не исчезают полностью, всякий раз, когда вы сидите на подушке, вы быстро восстанавливаете полностью развитое медитативное состояние. Вы освоили эту стадию медитации, когда качества саматхи сохраняются в течение многих часов после того, как вы поднимаетесь с подушки. После освоения десятого этапа ум описывается как непреодолимый.

Веха четвертая: стойкость умственных качеств адепта

Когда вы освоили заключительную стадию медитации, многие положительные умственные качества, которые вы испытываете во время медитации, сильно присутствуют даже между сеансами медитации, поэтому ваша повседневная жизнь пропитана безостановочно стабильным вниманием, внимательностью, радостью, спокойствием и невозмутимостью. Это четвертый и последний этап, знаменующий собой кульминацию обучения медитатора.

Выращивание правильного отношения и установление ясных намерений

Естественно, мы склонны считать себя агентом, ответственным за достижение результатов с помощью воли и усилий. Некоторые слова, которые мы не можем избежать, когда говорим о медитации, такие как «достичь» и «мастер», только усиливают эту идею. Мы часто верим, что должны быть под контролем, хозяева нашего разума. Но эта вера только создает проблемы для вашей практики. Это заставит вас попытаться умышленно заставить ум подчиниться. Когда это неизбежно терпит неудачу, вы склонны разочаровываться и винить себя. Это может превратиться в привычку, если вы не осознаете, что «я» не отвечает за ум, и поэтому никто не виноват. По мере того, как вы продолжаете проходить этапы медитации, этот факт «не-Я» становится все более очевидным, но вы не можете позволить себе ждать этой Проницательности. Ради прогресса лучше отказаться от этого понятия,

На самом деле все, что мы «делаем» в медитации, это формирование и удержание определенных сознательных намерений — ничего более. На самом деле, хотя это может быть неочевидно, все наши достижения происходят от намерений. Подумайте об обучении играть в улов. В детстве вы, возможно, хотели играть в улов, но сначала ваша рука и рука просто не двигались совершенно правильно. Тем не менее, поддерживая намерение поймать мяч, после долгих тренировок ваша рука и рука в конечном итоге выполнили задание, когда бы вы ни захотели. «Вы» не играют в улов. Вместо этого вы просто намерены поймать мяч, а остальное следует. «Вы» намерены, и тело действует.

Точно так же мы можем использовать намерение глубоко трансформировать поведение ума. Намерение, при условии, что оно правильно сформулировано и поддерживается, создает причины и условия для стабильного внимания и осознанности. Намерения, постоянно поддерживаемые в течение многих сеансов медитации, порождают часто повторяющиеся умственные действия, которые в конечном итоге становятся привычками ума.

На каждой стадии медитации все «вы» действительно терпеливо и настойчиво удерживают намерения реагировать определенным образом на то, что происходит во время вашей медитации. Установление и удержание правильных намерений — вот что важно. Если ваше намерение является сильным, соответствующие ответы будут происходить, и практика развернется очень естественным и предсказуемым образом. Еще раз повторяющиеся устойчивые намерения приводят к повторным умственным действиям, которые становятся умственными привычками — привычками ума, которые приводят к радости, невозмутимости и проницательности. Изысканная простота этого процесса не так очевидна на ранних стадиях медитации. Однако к тому времени, когда вы достигнете восьмой ступени, и ваши медитации станут совершенно без усилий, это станет ясно.

Несмотря на свою полезность, приведенные выше списки целей, препятствий, навыков и мастерства могут затмить, насколько простым на самом деле является базовый процесс: намерения ведут к умственным действиям, а повторные умственные действия становятся умственными привычками. Эта простая формула лежит в основе каждой стадии. Поэтому, вот краткое резюме Десять Стадий медитации, представленных совершенно другим способом, который полностью подчеркивает, как намерение работает на каждой Стадии. Обращайтесь к предыдущему плану, когда вам нужно сориентироваться в контексте этапов в целом, но смотрите на схему ниже, когда работа над отдельными этапами начинает ощущаться как борьба.

Первый этап.
Приложите все свои усилия к тому, чтобы сформировать и удерживать сознательное намерение сидеть и медитировать в течение определенного периода каждый день и усердно практиковать во время сидения. Когда ваши намерения ясны и сильны, соответствующие действия естественным образом следуют, и вы будете регулярно сидеть, медитируя. Если этого не произойдет, вместо того, чтобы наказывать себя и пытаться заставить себя практиковать, работайте над укреплением своей мотивации и намерений.

«Когда ваши намерения ясны и сильны, соответствующие действия естественным образом следуют, и вы будете регулярно сидеть, медитируя».

Вторая стадия
Сила воли не может помешать разуму забыть дыхание. Вы также не можете заставить себя осознать, что ум блуждает. Вместо этого просто удерживайте намерение оценить момент «ага», который распознает блуждание ума, при этом мягко, но твердо перенаправляя внимание обратно на дыхание. Затем намеревайтесь как можно полнее задействовать дыхание, не теряя периферической осознанности. Со временем простые действия, вытекающие из этих трех намерений, станут умственными привычками. Периоды странствий ума станут короче, периоды внимания к дыханию увеличатся, и вы достигнете своей цели.

Стадия 3
Установите намерение часто привлекать к себе интроспективное внимание, прежде чем вы забудете дыхание или заснете, и внесите исправления, как только вы заметите отвлечение или тупость. Кроме того, намеревайтесь поддерживать периферическое осознание, максимально задействуя дыхание. Эти три намерения и действия, которые они производят, являются просто разработками тех из предыдущей Стадии медитации. Как только они станут привычками, вы редко забудете дыхание.

Стадии с четвертого по шестой
Установите и сохраняйте намерение быть бдительным, чтобы внутреннее осознание становилось непрерывным, а также замечало и немедленно исправляло тупость и отвлечение. Эти намерения вырастут в высокоразвитые навыки постоянного внимания и осознанности, когда вы будете проходить через более поздние этапы медитации. Вы преодолеваете каждый тип тупости и отвлечения, достигая как исключительного, однонаправленного внимания, так и метакогнитивного интроспективного осознания.

Стадия седьмая
Все становится еще проще на этой стадии медитации. С сознательным намерением постоянно защищать от тупости и отвлечения, ум полностью привыкает к тому, чтобы без усилий поддерживать внимание и внимательность.

Этапы с восьмого по десять
Ваше намерение состоит в том, чтобы просто продолжать практиковать, используя навыки, которые теперь совершенно без усилий. На восьмой стадии без усилий постоянное исключительное внимание вызывает умственную и физическую гибкость, удовольствие и радость. На девятой стадии простое пребывание в состоянии медитативной радости вызывает глубокое спокойствие и невозмутимость. На десятой стадии, просто продолжая регулярно практиковать, глубокая радость и счастье, спокойствие и невозмутимость, которые вы испытываете в медитации, сохраняются между сеансами медитации, наполняя вашу повседневную жизнь также.

Как и при посадке семян, на каждой стадии медитации вы сеете соответствующие намерения в почве ума. Поливайте эти намерения с усердием регулярной практики и защищайте их от вредных вредителей проволочек, сомнений, желаний, отвращения и волнения. Эти намерения естественным образом перерастут в определенную серию умственных событий, которые созревают, чтобы произвести плоды нашей практики. Будет ли семя прорастать быстрее, если вы продолжите выкапывать и пересаживать его? Нет. Поэтому не позволяйте нетерпению или разочарованию мешать вам практиковать или убеждать вас в том, что вам нужно искать «лучшую» или «более легкую» практику. Раздражать каждый случай суеты или сонливости — все равно что рвать сад, чтобы избавиться от сорняков. Попытка заставить внимание оставаться стабильным — это все равно, что пытаться заставить саженец расти, растягивая его. Погоня за физической уступчивостью и медитативной радостью — это все равно, что раскрыть бутон, чтобы он расцвел быстрее. Нетерпение и стремление не заставят ничего расти быстрее. Будьте терпеливы и доверяйте процессу. Ухаживайте за умом, как опытный садовник, и все будет цвести и приносить плоды в свое время.