Символика мандалы

Слово мандала — санскритский термин, означающий «круг» или «дискоидный объект». Мандала может быть определена двумя способами: внешне как схематическое визуальное представление вселенной и внутренне в качестве руководства для нескольких психофизических практик , которые имеют место во многих азиатских традиций, в том числе медитации.

Мандалы являются объектами преданности в тантрическом индуизме и в тантрическом буддизме (буддизм ваджраяны), и они также используются в джайнизме . Они могут быть нарисованы на бумаге, дереве, камне, ткани или даже на стене, В некоторых традициях они могут быть воспроизведены в эфемерном материале, таком как масло или цветной песок. В некоторых традициях, таких как тибетский буддизм, роль мандал настолько велика, что она может стать архитектурной структурой, и даже целые храмы могут быть построены как гигантские мандалы.

Методы, используемые при создании мандал, очень точны и объединены с различными ритуалами, включая повторение священных формул. Мандалы могут быть основаны на множестве геометрических фигур или включать в себя различные геометрические фигуры с использованием шаблонов, образовавшихся из разных символов.

В ЦЕНТРЕ МАНДАЛЫ НАХОДИТСЯ ДВОРЕЦ С ЧЕТЫРЬМЯ ВОРОТАМИ, ОРИЕНТИРОВАННЫМИ НА ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ СВЕТА.

Символика мандал

Иногда мандалы ассоциируются с символическим дворцом. В центре мандалы находится дворец с четырьмя воротами, ориентированными на четыре части света, и расположен в нескольких слоях кругов, которые образуют защитный барьер вокруг него. Каждый слой символизирует качество (например, чистоту, преданность), которое нужно получить, прежде чем войти во дворец. В зависимости от традиции, которой он принадлежит, во дворце мандала имеет символы, связанные с различными божествами или культурными символами, такими как удар молнии (символ мужчины), колокол (символ женщины), колесо (символ буддийской Восьмеричной Путь) или алмаз (символ ясного ума) среди других.

В других случаях мандалы могут представлять отдельное божество или даже группу божеств (которых может насчитываться несколько или даже тысячи). В этих случаях божество или главное божество размещается в центре мандалы, в то время как другие божества располагаются вокруг центрального изображения. Основное божество считается порождающей силой мандалы, а вторичные божества рассматриваются как проявления силы основного образа.

Читайте также:  Рисование и медитация на мандалу

Использование мандал

Звезда — Тибетская мандала

Во многих традициях, где используются мандалы, существуют различные обряды, когда практикующий, по крайней мере в переносном смысле, устанавливает диалог с символом или божеством в основе мандалы, постепенно продвигаясь от внешней стороны к центру. Оказавшись в центре, практикующий соединяется с центральным символом или божеством, и он или она может воспринимать все проявления как часть единого базового целого и приближается к цели просветления или совершенного понимания.

Буддийская школа Ваджраяны (тантрический буддизм) имеет очень сложный набор ритуалов. Чтобы помочь ученикам достичь просветления, они используют широкий спектр физических дисциплин и инструментов, включая мандалы. Эта школа считает, что для достижения просветления традиционными методами требуется очень много времени, даже много жизней, в то время как методы, используемые в ваджраяне, могут дать тот же результат всего за одну жизнь.