Спиритизм: опасен ли этот ритуал?

Спиритизм – это ритуал вызывания духов умерших и общение с ними посредством специальных практик. Обычно этим занимаются медиумы, которые чувствуют потустороннюю жизнь и могут наладить с ними контакт посредством своей паранормальной силы. Конечно, так происходит не всегда, иногда люди собираются и просто из любопытства проводят спиритический сеанс, не имея никакой практики. Насколько это опасно мы узнаем из статьи.

Спиритизм – главное развлечение аристократов XIX века

Истоки спиритизма или спиритуализма как социокультурного явления зарождаются во второй половине XVIII века, когда на фоне торжества просветительской идеи появляются первые попытки рационально обосновать возможность контакта с душами умерших. Некоторые элементы, которые впоследствии войдут в практику спиритических сеансов, стали активно использоваться легендарными авантюристами эпохи – Алессандро Калиостро и графом Сен-Жерменом.

Правда, спиритизм тут применялся в сугубо коммерческих целях – разыгрывалось своеобразное мистическое театрализованное действо, способное принести его «постановщику» авторитет в высших кругах европейского общества и немалое богатство. Однако, расцвет спиритизма приходится на вторую половину XIX века, когда это явление широко распространяется не только в аристократической среде, но и в работах мыслителей и ученых.

Появление термина “спиритизм”

Во все времена находились люди, которые желали поговорить с умершими или другими сущностями, а также те, кто мог провести такой ритуал. Были периоды, когда спиритизм становился очень популярным и его сеансы проводили просто из любопытства. Например, такое происходило на балах аристократии, где вызвать духа и покуражится было нормой.

Сам термин появился в середине XIX века, когда Алан Кардек (французский исследователь психологических явлений) начал с научной точки зрения изучать те явления, которые происходили во время спиритического сеанса. Проведя множество подобных сеансов, он решил, что избран для передачи человечеству новых знаний об устройстве мира. Знания он получал задавая вопросы духам. В последствии он написал несколько книг на основе полученных ответов, а также стал основателем мистическо-философской доктрины.

Возникшее незадолго до этого учение философов-позитивистов провозгласило приоритет эмпирического познания над метафизическим при изучении явлений окружающего мира, что отвечало критериям поиска объективного научного метода. Спиритизм стал интеллектуальным «ответом» на позитивистские концепции – экспериментальное начало играло тут ключевую роль, а мистическая практика пыталась имитировать научные методы исследования.

Исторические предпосылки спиритизма

Впервые широко о потустороннем заговорили после появления полтергейста в доме Джона Пордейджа, английского священника и врача. Потусторонних сущностей видел не только сам священник, но и его жена, что исключало вымысел. Затем в его доме целый месяц творилась “бесовщина”, по словам самого Джона, а после все исчезло так же неожиданно, как и появилось.

Конечно, в то время (а проживал Пордейдж в 1607-1681 гг) еще никто не знал, что такое спиритизм. В современном виде он появился только в середине XIX века (приблизительно в то же время, когда и сам термин). Моментом его появления можно считать 1848 год. Тогда в семье Джона Фокса (что примечательно, ревностного верующего-методиста) появился дух, с которым общались его дочери. Это дело получило большую огласку, после чего об общении с духами стали открыто говорить и другие.

Конечно, подобные сеансы могут быть опасны, если проводить их будет неподготовленный и незнающий человек. Поэтому если после участия в таком сеансе появились проблемы, то лучше обратиться к специалисту.

Спиритизм: опасен ли этот ритуал?
Спиритический сеанс в XIX веке 

Отправной точкой в развитии экспериментального спиритизма стало событие, случившееся в 1848 году в провинциальном американском городке Гайдсвилл. Там двум девушкам, сестрам Кэт и Маргарет Фокс, внезапно явился «дух мистера Силитфута», когда-то погибшего в их доме. Девушки услышали странный ритмичный стук и стали стучать в ответ, установив вскоре особый звуковой код, который впоследствии лег в основу механики проведения спиритического сеанса.

Читайте также:  Магические свойства соли: как защитить себя и свой дом от негативного влияния

Новость об этой истории довольно быстро распространилась в Новом свете, а к 1860-м годам мода на спиритизм проникла и в интеллектуальные европейские круги. В результате, к концу XIX века к числу последователей этого течения себя относило более 8 миллионов человек. Наследники мистических традиций Эдгара-Алана По, американские медиумы и оккультисты первыми провозгласили себя основоположниками нового религиозного учения, основанного на национальных ритуалах и фольклорных сюжетах. Однако, впоследствии сторонники установления контакта с духами разделились на две группы. Одна, спиритисты, изучала физиологические составляющие реинкарнации, принципы и границы соотношения духа и тела.

Вторая группа – медиумисты — возглавлялась британским физиком и членом Королевского научного общества Вильямом Круксом, пытавшимся научно аргументировать факты контактов с духами. 70-е годы XIX столетия стали временем настоящего спиритуалистического бума, когда многие ведущие ученые этого времени пытались использовать методологию изучаемой ими области научного знания – физики, математики, химии, астрономии или зоологии — для подтверждения возможности общения с миром умерших.

Спиритизм: опасен ли этот ритуал?  Фотография с призраками — очень популярный жанр во второй половине XIX века. Уильям Мулмер «Генри Робин и призрак» (1863) 

Спиритуализм в отечественной интеллектуальной среде впервые был выражен в религиозно-мистических идеях писателей и поэтов-романтиков, но параллельно перешел из сугубо философской и полемической формы в категорию модных увлечений салонного общества.

В 1870-е годы мода на спиритизм распространилась и в научной среде, что произошло во многом благодаря стараниям выдающегося химика А.М. Бутлерова и ученого-зоолога Н.П. Вагнера.

В 1871 году Бутлеров пригласил себе в гости известного европейского медиума Юма, являющегося последователем вышеупомянутого химика Крукса. Для Вагнера и Бутлерова европейская знаменитость дала несколько показательных спиритических сеансов.

Любопытно, что пятью годами ранее только что взошедший на престол Александр II начал серьезно задумываться об отмене в России крепостного права, но такое серьезное решение он не мог принять в одиночку. Поэтому в Россию был приглашен тот самый Юм, который провел для царя и приближенных три спиритических сеанса, во время которых призывался дух покойного императора.

Вот что писала в своем дневнике одна из придворных фрейлен Анна Тютчева: «Стол поднялся на высоту полуаршина над полом. Императрица-мать почувствовала, как какая-то рука коснулась воланов ее платья, схватила ее за руку и сняла с нее обручальное кольцо. Затем эта рука хватала, трясла и щипала всех присутствующих, кроме императрицы, которую она систематически обходила. Из Рук государя она взяла колокольчик, перенесла его по воздуху и передала принцу Вюртембергскому».

По слухам, во время сеанса появился дух Николая I и умершей в детстве великой княжны Александры. Оба призрака ответили на все вопросы, по традиции указывая стуком соответствующие буквы алфавита, из которых складывались слова. Однако, послания были нелогичны и никакого конкретного ответа не дали. Не получив ожидаемой помощи, император охладел к Юму, однако слухи о том, что монарх проводит спиритические сеансы, быстро разлетелись по всей стране и в форме светской игры вошли в обиход придворных развлечений.

Спиритизм: опасен ли этот ритуал?
Спиритические сеансы были излюбленным развлечением салонной аристократии 

Когда идеи спиритизма достигли научного сообщества, по указу специально созданной «Комиссии для рассмотрения медиумических явлений» было проведено еще несколько сеансов со знаменитыми на тот момент медиумами. В итоге был составлен отчет, который доказывал антинаучность спиритической идеи. К середине 1870-х годов многие шарлатаны и мошенники стали объявлять себя медиумами и предсказателями. Поэтому в обществе назрела необходимость критического подхода к публичным спиритическим сеансам.

Эту идею подхватил Д.И. Менделеев, который создал специальную комиссию по борьбе с псевдомедиумами. Для более убедительного разоблачения всеразличных фокусников и шарлатанов в Петербург приехал Гарри Гудини. Слава американского волшебника на тот момент гремела по всему миру. Он публично продемонстрировал и с легкостью разоблачил самые распространенные трюки и уловки, которые использовались в ходе спиритических сеансов.

Вторая волна увлечения спиритизмом пришлась на начало XX века. В 1906 году в Москве даже был организован съезд спиритуалистов, в работе которого приняли участие около ста делегатов. Издаваемый в то время специальный журнал «Спиритуалист» имел колоссальный тираж в 30 000 экземпляров. При этом официально было зарегистрировано около 160 спиритических кружков. Однако, их члены преимущественно занимались не экспериментами над полтергейстом, а банально развлекали себя.

Как проходят спиритические сеансы

Рассмотрим подробнее, что такое сеанс спиритизма и как он проходит. Участников такого ритуала обычно несколько, один из которых должен обладать способностями медиума, т.е. иметь возможность общаться с потусторонним тонким миром. Сеанс проходит в комнате, в которой отсутствуют иконы, наиболее эффективное время проведения – ночь (где-то с двенадцати до четырех часов).

Читайте также:  Магические знаки судьбы и что они означают

Участники садятся за столом (именно поэтому такие сеансы называются столоверчением), берутся за руки, образуя таким образом магический круг. На столе должна быть спиритическая доска, блюдце (фарфоровое или фаянсовое). Далее по имени зовут духа, от которого хотят получить ответы. Если дух пришел, то блюдечко начинает двигаться, указывая на буквы, составляя таким образом слова. Иногда медиум держит блюдечко руками.

Спиритизм опасен для практикующего?

Однако практикующим спиритизм следует помнить, что он довольно опасен для неопытного человека. Иногда духи могут вселится в человека, особенно если удалось вызвать слишком сильного и злобного. Или навредить еще каким-либо образом. Тогда обязательно следует посетить специалиста, который поможет в этом вопросе, и более никогда не участвовать в таких ритуалах.

Следует отметить, что некоторые эзотерики считают, что медиумы общаются вовсе не с душами умерших людей, а с сущностями, которые обитают в нижнем астрале. Все ответы – это та информация, которая считывается с участников сеанса, а медиум отдает им свою энергию для показа своих способностей. Именно поэтому частые практики не рекомендуются.

Помимо этого нужно учесть, что вызванный дух может быть довольно злобным, а это уже грозит опасностью не только для медиума, но и для любого другого участника сеанса. Последствия такой встречи могут быть довольно печальны – от потери энергии до одержимости и сумасшествия. Снимать последствия такого “общения” довольно сложно, так как духи обладают способностью искусно соблазнять людей. Наиболее опасны те, которые надевают личину добра и света.

Спиритизм и церковь

Церковь, конечно, осуждает любые магические и оккультные практики, считая их грехом, и спиритизм относится к ним же. Это исходит из того, что иногда невозможно отличить добро от зла, а сущности настолько завладевают умами практикующих спиритические сеансы, что все может привести к трагедии – самоубийства, убийства другого человека, кровавым ритуалам и т.д.

В Библии можно встретить довольно большое количество упоминаний на эту тему и запретов спиритизма и любого гадания. Священное Писание предостерегает, что конкретно спиритизм (раньше, конечно, не имел такого названия) является общением с демонами и духами, которые порабощают человека, совращая его душу. Из-за этого можно попасть в ад.

Теперь вы знаете к чему приводит спиритизм и чем он так опасен для человека. Тут, конечно, решать самому практикующему, что делать со своей бессмертной душой, но всегда следует помнить о последствиях любых своих действий. Любая магия, любые магические действия – это тернистый путь, который может привести куда угодно. Весь фокус в том, что занимаясь подобными практиками совсем не требуется работы над собой духовно. Т.е. вы можете быть злобным и мстительным человеком, но обладающим магической мощью. Вред от этого будет не только для окружающих, но и для вас самих. Поэтому развивайтесь духовно и нравственно, тогда все ваши способности будут Божественной благодатью, а не дьявольской.